Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г. Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев. Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
- Нормативно-правовые документы федерального уровня:
- Приказ от 6 мая 2019 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590 и Министерства просвещения Российской Федерации № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 сентября 2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Нормативно-правовые документы регионального уровня:
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15 сентября 2021 г. № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
- План («Дорожная карта») по реализации Стратегии финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в Невском районе Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год
- Письмо руководителям ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга «Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»
- Письмо Комитета по образованию от 23.11.2022 № 03-28-10482/22-0-0 «О проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности»
- Письмо руководителям ГБОУ Невского района Санкт-Петербурга от 28.10.2022 № 34-1 "Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Комитета по образованию от 03.10.2022 № 1936-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»
- Письмо отдела образования АНР «Об исполнении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год».
- Нормативно-правовые документы районного уровня:
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год
- Нормативно-правовые документы организации:
- ПЛАН мероприятий (дорожная карта), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №346 Невского района Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год
- Методические материалы:
- Сборник информационных и методических рекомендаций для педагогов
- Инструкция по использованию электронного банка заданий по функциональной грамотности
- Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
- Федеральный портал Академия Минпросвещения России
- Единое содержание общего образования
- Федеральный банк заданий по функциональной грамотности
- Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
- Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая, естественнонаучная,
читательская, финансовая, глобальные компетенции, креативное мышление.
    В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий,
которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания,
а также методические комментарии к заданиям.
- Демонстрационные материалы ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»:
- математическая грамотность
- естественнонаучная грамотность
- читательская грамотность
- финансовая грамотность
- глобальные компетенции
- креативное мышление
- Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA:
- математическая грамотность
- финансовая грамотность
- читательская грамотность
- естественнонаучная грамотность
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Центр оценки качества образования